Как научиться играть в шахматы и всегда быть победителем. Как научить ребенка играть в шахматы с нуля. Обучение детей шахматам Научиться играть в шахматы самостоятельно

Решение тактики, этюдов и шахматных композиций должно быть первым этапом для всех, кто хочет самосовершенствоваться.

Шаг 2.

Следующий шаг должен включать изучение партий Мастеров/Гроссмейстеров. Однако не следует быстро переходить к этому шагу. Сначала Вы должны познакомиться с простыми тактическими приемами , такими как вилка, двойное нападение, связка, сквозная атака, простые матовые сети и т.д. Не зная основные приемы, Вам будет трудно анализировать партии сильных игроков.

Ещё хотелось бы добавить пару слов о партиях мастеров. В идеале, когда Вы впервые смотрите партию, то изучите её без чтения комментариев и посмотрите, насколько Вы можете понять различные ходы. Обратите внимание на план игры, тактику, ошибки, переход из миттельшпиля в эндшпиль и т.д. Поставьте себя на место игрока и попытайтесь проанализировать позицию с их точки зрения. По мере просмотра партии останавливайтесь и спрашивайте себя: «Как я сыграл бы здесь? ». Попробуйте понять идеи, которые скрываются за ходами.

После того, как проделана предварительная работа, необходимо уже заново просмотреть партию с комментариями и восполнить пробелы, которые Вы пропустили при самоанализе. Такой подход к обучению продуктивнее и выгоднее, чем простое чтение комментариев и просмотр партии. Некоторые шахматные тренеры рекомендуют просматривать партии даже по 4-5 раз, чтобы лучше понять и запомнить изученный материал.

Практика. Практика. Практика.

Каждый игрок должен применять знания на практике. Играть партии абсолютно необходимо, чтобы прокачать свои шахматные навыки.

Ещё одно важное условие, без которого невозможно самосовершенствование – мотивация . Только хорошо мотивированный человек может проводить часы за шахматами, продуктивно изучать теорию, играть тренировочные матчи и не отказываться от дальнейших занятий, независимо от результата. Именно такие игроки быстро достигают серьезного роста.

Шаг 3.

Чтобы понимать анализ, приведенный в книгах, Вы должны понимать шахматную нотацию и хорошо знать специальные обозначения. Когда Вы изучаете шахматную партию, Вам придётся интерпретировать ходы и спец. обозначения автоматически, не теряя времени на вникание и использование шпаргалок.

Некоторые игроки, несмотря на то, что играют в шахматы достаточно долго, не в состоянии читать шахматную нотацию или быстро находить нужное поле на доске для осуществления хода.

Если Вы не знаете шахматную нотацию, то я могу предложить Вам очень простое упражнение. Когда будете играть партию, используйте немаркированную доску (без чисел и букв) и попробуйте как можно быстрее записать свой ход. Также необходимо быстро определять поля и называть их, например, d2, h5, a3 и т.д., не вычисляя их координаты.

Шаг 4.

Каждый шахматист должен уметь определять ошибки в собственных партиях. Анализируя свои партии, нужно всегда искать способы усилить игру и писать соответствующие комментарии. При анализе нужно пытаться ответить на 3 вопроса :

  • 1. Где были сделаны главные ошибки и как можно было сыграть лучше? (для обоих игроков)
  • 2. Какой был план у каждой стороны?
  • 3. Какова была причина Вашей ошибки? (мало времени, не достаточно глубоко просчитан вариант, грубые ошибки и т.д.))

Анализ и комментирование Ваших партий чрезвычайно важны для улучшения качества Вашей игры.

Другой важный момент заключается в важности систематического обучения . Работая над шахматами в течение всего 30 минут 3-4 дня в неделю , Вы добьетесь больших успехов, нежели тратя на тренировки по 2 часа, но раз в неделю.

Много игроков придерживаются неверной стратегии обучения, долго концентрируясь на одной шахматной теме. Например, очень долго изучая дебютные схемы или шаблоны игры в миттельшпиле. В итоге это не даёт нужного прогресса в шахматах.

Некоторые выдающиеся шахматные тренеры считают, что самый эффективный способ – изучать несколько тем в течении одного урока. Например, сначала немного теории, затем анализ классической партии, тактика и эндшпиль.

Шаг 5.

Следующий шаг в шахматном развитии – изучение истории шахмат, наряду с биографией Ваших любимых игроков и их партий. Выберите партии таких выдающих игроков, как Ботвинник, Смыслов, Нимцович и т.д. и изучите их идеи, которые они применяли в партиях.

Можно изучать и партии современных игроков, но при не забывайте о классике, так как планы и идеи великих мастеров шахматной истории легче понять и применять в собственных партиях.

Другая очень важная часть обучения – участие в хороших шахматных соревнованиях. Чтобы игрок рос, ему рекомендуется участвовать в 5-6 турнирах в год. Так Вы сможете испытать все приобретенные навыки и теоретические знания хорошей практикой.

Давайте подведем итоги.

Есть 5 шагов, которые Принципиальны для повышения класса игры:

  • 1. Решение тактики, этюдов и шахматных композиций.
  • 2. Изучение партий мастеров, тренировочные матчи и работа над мотивацией.
  • 3. Совершенствование навыков чтения/записи шахматной нотации.
  • 4. Анализ собственных партий, изучение эндшпиля.
  • 5. Шахматная история и участие в шахматных турнирах (5-6 турниров в год).

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко , эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения « », прямо сейчас!

На первый взгляд может показаться, что научиться играть в шахматы довольно легко, но на самом деле для этого нужно приложить немало усилий и запомнить несколько основополагающих правил.

История возникновения

Люди до сих пор ведут спор о том, является ли эта игра видом спорта или искусством. На сегодняшний день компьютерные технологии дошли до того, что любая вычислительная машина может с легкостью решать «шахматные» задачи высшей сложности за считанные секунды, но человеку для этого понадобятся годы практики.

Впервые игра в том виде, в котором сейчас ее привычно видеть, появилась еще 15 столетий назад на Востоке. В основе ее правил легли арабский шатранж и индийская чатуранга. В средние века в Европе был проведен первый турнир по шахматам, в котором приняли участие только рыцари. Это были настоящие игры разума. Шахматы в те времена считались достоянием знатных людей.

Существует одна восточная легенда, согласно которой эта игра сделала из бедняка настоящего богача. Один мудрец, который впервые показал миру, как играть в шахматы, попросил за свое «изобретение» одно зерно пшеницы за одну клетку, за вторую - два, за следующую - четыре и в аналогичной прогрессии дальше до конца доски. Правитель согласился, но он и не подозревал, что в итоге должен будет отдать 8,5 квинтиллионов зерен (число с 18 нулями). Вышло в итоге несколько килограмм пшеницы, что в те времена было большой роскошью.

Как показывает легенда, именно столько у шахмат вариаций развития событий, однако есть единичные ситуации, которые чаще остальных складываются на доске, их-то специалисты и изучают. Великие гроссмейстеры на зубок знают десятки выигрышных алгоритмов, которые выискиваются и налаживаются годами в ходе сотен партий.

Сегодня эта игра стала популярной во всем мире. Многие специалисты даже советуют шахматы для детей как инструмент для развития дедуктивного мышления.

Начальная позиция

Все фигуры могут двигаться только по 64 квадратам доски. Немаловажно и их правильное расположение. Доска должна быть повернута так, чтобы справа от игрока находился белый квадрат. На самой плоскости располагаются 32 фигуры двух цветов (черные и белые).

Правила игры в шахматы гласят, что каждая из «армий» оппонентов должна быть зеркальной друг к другу. В первой шеренге к противнику располагают пешки, а на последнем рубеже доски - все остальные фигуры. По углам ставятся ладьи, затем рядом с ними - кони, за ними располагаются слоны. В центре доски, как и полагается, стоят ферзь и король, причем второй обязательно должен находиться на клетке противоположного цвета.

Ходы делаются по очереди, а первыми партию начинают белые. Зачастую в начале в бой идут пешки.

Фигуры и их ходы

Самым важным в шахматах является король, но сам по себе он практически беспомощен. Двигается по одной клетке в любом направлении. Если его поставить в безвыходное положение, то партия проиграна вне зависимости от количества оставшихся фигур. Такая позиция называется матом, что с арабского означает «умереть».

Второй фигурой по значимости является самое сильное оружие короля, которое может двигаться по любой прямой и проходить неограниченное количество клеток за один ход.

Ладья наравне с ферзем причисляется к группе «тяжелых» фигур. Передвигаться может только прямолинейно в стороны, кроме диагонали. Ограничений по числу пройденных клеток за ход не имеет.

Слон располагается ближе всех к королю и ферзю. Вариативность ходов ограничивается диагоналями, но не количеством клеток.

Конь - самая уникальная и интересная фигура на доске. В отличие от остальных, он двигается только буквой «Г», то есть на две клетки вперед по выбранному направлению и одну в сторону. Перед каждым ходом у коня 8 вариаций для маневра.

Есть еще одна фигура, с которой важно ознакомиться перед тем, как играть в шахматы, - это пешка. И пусть ее считают самой слабой на доске, зато без нее королю грозила бы очень быстрая «смерть». Ходит только вперед на 1 или 2 клетки на своей половине и на одну - на чужой.

Брать фигуру соперника можно лишь в том случае, когда она находится на пути хода игрока. Тогда ее место занимает фигура, которая ее бьет. Если возникла ситуация, когда королю грозит лишение места на доске, то его можно защитить или сделать ход в сторону. Пешка может брать любую фигуру, которая находится от нее на одну клетку впереди по диагонали.

Правила поведения и стоимость фигур

Король может вступать в бой с кем угодно, кроме ферзя, так как он может атаковать все клетки вокруг себя.

Самой дешевой и слабой из фигур является пешка. Главное ее преимущество - возможность сделать вилку, то есть одновременно угрожать сразу двум элементам вражеской «армии».

Ладья приравнивается по стоимости к пяти пешкам и стоит выше всех, кроме ферзя. Это очень важная для любой стратегии фигура, с помощью которой в любой момент можно сделать мат.

Слон и конь по стоимости примерно равны, хоть и обладают разными свойствами. Приравниваются к трем пешкам. Из недостатков стоит выделить «мертвые зоны», куда эти фигуры не могут попасть (слон - никогда, конь - в течение нескольких ходов).

Самым же полезным и сильным элементом на доске является ферзь. Его стоимость приравнивается сразу к двум ладьям. Ферзь способен делать не только "вилку", но и угрожать одновременно 8 фигурам.

Перед тем как играть в шахматы, важно ознакомиться с еще одним нюансом. Если пешка дошла до последней противоположной клетки доски (до первого рубежа соперника), то ее можно обменять на любую фигуру, которая ранее была взята оппонентом.

Запись игры

Стандартная шахматная доска представляет собой квадрат и состоит из 64 полей. По вертикали всегда ставятся от «a» до «h», а по горизонтали - цифры от 1 до 8. Именно эти обозначения приняты в записи ходов.

Таким образом, каждая клетка имеет свое название, к примеру, d5, e1, f8 и т.д. В записи хода фигуры записывается два поля (начальное и конечное) через дефис. Например: a2 - a4.

Кроме того, свои краткие обозначения есть и у фигур - это первые буквы их названий (Ф, Л, С, К). Исключением является только король. Его сокращение в записи - Кр. Пешка не обозначается никак.

Исходы партий

Правила игры в шахматы описывают всего два возможных развития финала и один промежуточный.

Атака на короля называется шахом. Обозначается в записи это действие знаком «+». Среди шахматистов его принято называть промежуточным исходом, когда есть вероятность мата. В случае шаха существует несколько способов защиты: уйти королем в сторону, закрыть его другой фигурой или взять нападающего.

Если у короля нет возможности уйти от атаки, значит сопернику был поставлен мат. В этом случае партия считается выигранной. Обозначается знаком «x».

Ничья в шахматах получила название пат. Это ситуация, когда до мата у игрока остается лишь один шаг, но сделать его не удастся, поскольку у соперника нет вариантов для маневра никакой из фигур. Обозначается символом «#».

Рокировка

Правила игры разрешают один раз за партию поменять местами короля и ладью. Шахматы для детей исключают возможность рокировки фигур, так как в ней есть довольно сложные для восприятия нюансы. Перестановка разрешена только тогда, когда ни ладья, ни король не совершили ни одного хода и не находятся под атакой соперника. Также ее нельзя делать в самом начале игры. Во время рокировки ладья встает вплотную к королю, а тот становится на соседнее поле с другой стороны.

Русские шахматы

Правила этой игры ничуть ни отличаются от ее арабского аналога. Русские шахматы представляют собой доску с 64 клетками и 32 фигурами. Пешки здесь называются таврелями. Остальные фигуры имеют названия: князь, всадник и ратник. Король - волхв.

Как играть в шахматы с такими фигурами? Главным отличием является позиция «башня». За время партии с доски не убирается ни одна фигура. Если одна из них бьет другую, то она ставится поверх первой, образуя своеобразную башню, и так далее.

Игра продолжается до тех пор, пока на волхве не появится первая фигура.

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

На странице представлена подборка шахматных уроков, которые позволят изучить основы игры, научится правильно начинать и заканчивать шахматную партию. Начинающий игрок изучит эффективные приемы атаки для получения преимущества над соперником и завершения партии в свою пользу.


Первое обучающее видео рассказывает об основах игры, об основных моментах, которые позволяют начать играть в шахматы. Объясняются правила расстановки фигур на доске, правила, по которым ходят фигуры. У ученика, который смотрит видео, формируются понятия о шахе и мате. Особое внимание уделяется рокировке короля, ее правилам, видам и особенностям.


Рассказ о , объясняются эти понятия, различие между ними. Поднимается вопрос о комбинировании и просчете возможных ходов и путей развития событий на шахматной доске. Сравнивается ценность игровых фигур. Во второй части видео рассказывается о важнейшей части тактической игры: связках фигур.


Данный урок рассказывает о другом тактическом приеме в игре: завлечении. Целью завлечения является принуждение соперника своей фигурой занять выгодное для вас, и не выгодное для себя поле. Рассматривается вопрос жертвы фигуры с последующим получением качественного преимущества и неминуемого мата. Объясняется понятие «двойной шах».


Еще один прием правильной тактики: отвлечение фигуры противника. Игрок вынуждает соперника переместить одну из своих фигур на нужную ему клетку (как правило, жертвуя при этом свою фигуру), при этом получая либо значительное качественное преимущество, либо завершая игру атакой на короля и матом. Уделяется внимание приему «форточка» при совершенной рокировке.


Изучение мощнейшего инструмента атаки – двойного удара, который завершает задуманную комбинацию и приводит к получению количественного преимущества над соперником. Двойной удар – удачное сочетание двух вышеизученных тактик: отвлечения и завлечения, заканчивающийся созданием «вилки».


Углубленно рассматривается понятие «шах». Изучается реализация «двойного шаха» и «открытого шаха», при которых соперник теряет фигуру либо проигрывает партию, вынужденно уводя короля из-под удара. Рассказывается о приеме «мельница», включающая в себя последовательность «двойных шахов» при выигрыше материального преимущества.


Рассматривается тактика «открытого нападения», где при атаке на фигуру соперника появляется возможность улучшения материального (количественного) положения за счет взятия более значимой фигуры соперника, либо выигрышного окончания партии.


Урок посвящён правилам развертывания фигур в выгодную позицию в начале игры. Рассматриваются основные правила разыгрывания дебютов для получения преимущества и захвата центральной части доски. Приводятся основные принципы для успешного начала партии: сохранение темпа, ранняя рокировка, развитие легких фигур и другие.


Рассматриваются основы эндшпиля – завершения шахматной партии при материальном преимуществе игрока над соперником. Рассказывается, какими фигурами можно поставить мат одинокому королю. Изучается техника мата при наличии короля и ферзя.


Продолжение изучения эндшпиля – удачное завершение шахматной партии при наличии короля и ладьи при одиноком короле соперника. Рассматриваются основные принципы техники такого мата, правильная постановка фигур, указываются на возможные ошибки.

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.
Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от «А» до «Н». Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали.
Доска во время игры располагается так, что бы у каждого партнера справа находилось белое угловое поле. Если это требование нарушено, возникшая позиция считается невозможной. Игру следует прервать. Исправляется положение доски. Затем на нее переносится создавшаяся позиция. После этого партия продолжается.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед началом игры. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном.В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.
Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходитна любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат — вы победили и партия окончена.


Ферзь. Самая сильная фигура. В народе ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.


Ладья. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.


Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?


Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед (в народе говорят буквой Г).


Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.


Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.


Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример.